Не знаю как у вас, а у меня много любимых поэтов. Хочу в этой теме выкладывать стихотворения и мысли тех, кто действительно оставил след в этом мире. Кто заставил помнить о себе.
Если говорить коротко - ТЕМА ДЛЯ СТИХОВ, ФРАЗ И МЫСЛЕЙ ТЕХ, КТО ВАМ НРАВИТСЯ. ПРЕДЛАГАЮ ПОДЕЛИТЬСЯ ЦИТАТАМИ.
ОБСУЖДЕНИЯ РАЗРЕШАЮТСЯ.
________________________________________
Один из моих любимых поэтов - М.Ю. Лермонтов.
М. Ю. Лермонтов родился 14-го октября 1814 года. Детство его было счастливо и несчастливо одновременно. Он рано потерял мать, а бабушка ненавидела отца и не позволяла ему видеть сына. Лермонтов тяжело переносил напряженную обстановку в семье, и это не могло не сказаться на состоянии его души.
До 1828 года Лермонтов жил в родовом поместье Тарханы Пензенской губернии, а затем его отдали учиться в Московский университетский благородный пансион. В отроческие годы сын стал чаще видеться с отцом, но в 1831 году тот скончался. На его смерть Лермонтов откликнулся стихотворением Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть:. В тот же год он поступил в Московский университет. К пансионским временам относятся первые известные стихотворения Лермонтова, а к 1830 - 1832 гг. - почти две трети всех его поэтических произведений.
Юный Лермонтов переживал то же, что и многие другие в его возрасте: болезненное ощущение своей непохожести на окружающих, первые влюбленности. Все или почти все проходят через этот опыт, и каждому он кажется единственным в своем роде. Лермонтов же ощущал в себе еще и поэтический дар - страшную жажду песнопенья, как он сказал в одном из ранних стихотворений.
Поначалу он просто зарифмовывал свои мысли и чувства, писал нечто вроде поэтического дневника для себя, без расчета на читателя. Для того, чтобы выразить свой внутренний мир, слова и выражения он искал у Пушкина, у английского романтика Джорджа Байрона, у рядовых русских стихотворцев - своих современников. В первых поэмах Лермонтова целые страницы чуть ли не дословно списаны у предшественников. В печати промелькнуло лишь одно стихотворение этого времени: в малочитаемом московском журнале Атеней появилась Весна, подписанная буквой L. Но постепенно Лермонтов стал находить и собственные слова:
Весной 1832 года в судьбе Лермонтова произошел серьезный перелом: при переходе на следующий курс университета он не сдал экзамен и был отчислен. По настоянию родни Михаил поступил в военное училище (Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров), находившееся в Петербурге. В 1934 году, окончив ее, он стал офицером привилегированного лейб-гвардии Гусарского полка.
В школе юнкер Лермонтов вовсе бросил писать лирические стихи. Но литературных занятий не оставил: писал роман, начал драму Маскарад. Вскоре он предпринял попытку приобрести известность в писательском мире. Осенью 1835 года поэт представил Маскарад в цензуру, но разрешения на публикацию не получил.
Постепенно Лермонтов вновь вернулся к лирике, однако все стихотворения 1835 - 1836 гг. - переводы или же переделки собственных старых текстов. И Бородино, написанное в 1837 году, было основано на раннем стихотворении Поле Бородина (1830 - 1831): 29 января 1837 года скончался Пушкин, а на другой день Лермонтов, как говориться, проснулся знаменитым, - такой успех имело его стихотворение Смерть поэта. Эффектные строки действовали на читателя безотказно и мгновенно разлетелись по Петербургу в тысячах списков. Стихи попали и к императору Николаю, вызвав его чрезвычайный гнев.
18 февраля 1837 года Лермонтова был арестован, а через неделю отправлен в действующую армию на Кавказ тем же чином. Фраза означала, что он оставался прапорщиком, но не гвардейским, а армейским, а это было равносильно понижению на два чина.
У молодого поэта появились постоянные читатели, и он писал для них, хотя подчас мучительно сомневался в своем праве на это. Раньше Лермонтов был уверен в превосходстве поэта над толпой, но теперь пришел к убеждению, что поэт не выше своего читателя и не может его ничему научить.
Период торжества в жизни Лермонтова длился недолго: всего около полутора лет. В феврале 1840 года у него была дуэль с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Поединок окончился бескровно, но царь снова был разгневан: офицер, которому была дарована высочайшая милость, опять выказал непослушание - это в глазах Николая I было великим преступлением. Больше он не простит Лермонтова никогда.
Поэт был арестован и вновь отправлен воевать на Кавказ. Впрочем, в начале 1841 года он еще раз ненадолго приехал в Петербург в отпуск. Несколько ранее вышли в свет роман Герой нашего времени и небольшой поэтический сборник. Лермонтов, написавший уже более четырехсот лирических стихотворений, включил в него всего двадцать шесть, прибавив к ним две поэмы: Мцыри и Песню про купца Калашникова.
В армии Лермонтов вел себя до крайности своевольно: то напрашивался в самые опасные походы, то надолго задерживался в отлучках: В конце мая он в очередной раз отпросился из полка в Пятигорск под предлогом болезни. В то время на водах собиралось многочисленное и довольно веселое общество. Был там и лермонтовский однокашник по Школе юнкеров Николай Мартынов, над которым поэт постоянно подшучивал.
На одной из вечеринок французская острота Лермонтова, касавшаяся Мартынова (смешная, но не задевающая чести), прозвучала слишком громко. Николай отозвал поэта объясниться, и дело дошло до дуэли, хотя формальный повод для нее - публичное оскорбление - фактически отсутствовал.
Поединок состоялся 15 июля 1841 года у подножия горы Машук на условиях самых кровавых: расстояние между противниками - шесть шагов, каждый имеет право сделать до трех выстрелов. На таком расстоянии даже среднему стрелку вполне хватало одного:
Лермонтов направил пистолет вверх (что известно из достоверных источников), а по некоторым свидетельствам, даже выстрелил первым в воздух. Согласно писаным и неписаным правилам дуэлей, это - знак примирения, после которого противник не имел права стрелять на поражение. Но Мартынов выстрелил прямо в грудь Лермонтова. Тот скончался на месте...
ДЕМОН
Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.
ТАМАРА
В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.
И там сквозь туман полуночи
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.
И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.
На голос невидимой пери
Шел вони, купец и пастух:
Пред ним отворялися двери,
Встречал его мрачный евнух.
На мягкой пуховой постели,
В парчу и жемчуг убрана,
Ждала она гостя... Шипели
Пред нею два кубка вина.
Сплетались горячие руки,
Уста прилипали к устам,
И странные, дикие звуки
Всю ночь раздавалися там.
Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.
Но только что утра сиянье
Кидало свой луч по горам,
Мгновенно и мрак и молчанье
Опять воцарялися там.
Лишь Терек в теснине Дарьяла,
Гремя, нарушал тишину;
Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну;
И с плачем безгласное тело
Спешили они унести;
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: прости.
И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.
ТРИ ПАЛЬМЫ
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"
И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Многие из произведений Лермонтова полюбились мне благодаря любимой Бабушке (Царствие ей Небесное)... Я благодарна ей, что она смогла привить мне любовь к творчеству ВЕЛИКИХ людей.